Что необходимо знать потребителю при покупке товара

Фото: www.admzeya.ru

Что необходимо знать потребителю при покупке товара

Каждый день мы, так или иначе, становимся стороной договора розничной купли-продажи. Будь то покупка буханки хлеба, телевизора или автомобиля – наши отношения с продавцом регулирует Закон «О защите прав потребителей».


Стоит сразу отметить, что данный закон призван защищать преимущественно интересы потребителя-гражданина , нежели продавца, тем не менее, российское законодательство в этой области не отличается самыми жесткими санкциями к продавцу по сравнению, например, с законодательством европейским.

Итак, закон «О защите прав потребителей» призван защищать интересы более «слабой» стороны в договоре – потребителя . Однако, активность потребителя по защите своих прав на российском рынке товаров и услуг все еще не велика. Приобретя некачественный товар , покупатель не всегда предъявляет претензии продавцу, а, предъявив такую претензию и наткнувшись на отказ продавца обменять или вернуть деньги, потребитель не всегда обращается в судебные инстанции. Объяснить такую тенденцию можно лишь отсутствием познаний в области защиты своих прав, другими словами незнанием алгоритма действий в такой ситуации.

Закон «О защите прав потребителей» хоть и не велик по объему, содержит массу нюансов. Но все же, попытаемся в общих чертах, изложить порядок действий покупателя при покупке товара, обнаружении в нем недостатков, предъявления претензии продавцу , обращении в суд. Думаем, что наибольшее количество вопросов возникает при покупке бытовой техники ненадлежащего качества. Это теле- аудио- видео- аппаратура, сотовые и радиотелефоны, холодильники и СВЧ-печи, компьютеры, копировальная техника, другие аналогичные технически сложные товары. Итак, покупаем бытовую технику…

Выбрав понравившийся Вам товар, Вы вправе потребовать у продавца показать товар в действии для того, что бы убедиться в его качестве,. Согласно Постановлению Правительства от 19 января 1998 г. № 55, «Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле». Иными словами, если Вы покупаете, скажем, электрочайник, продавец не обязан вскипятить на Ваших глазах в нем воду. Но при покупке, например, телевизора, вы вправе потребовать его «включить» и настроить.

При покупке Вам должны передать установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). К информации, которую до сведения покупателя обязан довести продавец, и на которую следует обратить особое внимание, относится информация, содержащая: сведения об основных потребительских свойствах товара ; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок , если он установлен для конкретного товара.

Правила и условия эффективного и безопасного использования товара.

Эти правила должны содержаться в инструкции по эксплуатации бытовой техники. Если такая инструкция не передана покупателю с товаром, то в случае выхода из строя бытовой техники по вине самого покупателя, последний может ссылаться на отсутствии его в этом вины, ведь он не знал, как правильно эксплуатировать технически сложный товар. К примеру, потребитель не мог знать, что прибор нельзя использовать более 10 часов подряд, либо, использовать вблизи нагревательных приборов, и т.д. Либо же другой случай: инструкция покупателю передана, однако в ней недостаточно информации, в результате чего вина покупателя в поломке также будет отсутствовать, ведь согласно закона, «продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах..»

Гарантийный срок.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции между производителями бытовой техники, установление гарантийного срока на «технику» - явление обычное. Изготовитель, а то и сам продавец, устанавливая гарантийный срок на продаваемое «изделие» тем самым ручается, что его товар – качественный и гарантийный срок этому подтверждение. Гарантия на изделие может устанавливаться как от нескольких месяцев, так и до нескольких лет. Что же дает покупателю «гарантия»?

Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, бремя доказывания того, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации лежит на продавце. Например, купив сотовый телефон с гарантией в 1 год, через месяц счастливый покупатель обнаруживает, что телефон самопроизвольно выключается, западают кнопки, пропадает изображение на дисплее… В этом случае предполагается, что недостатки возникли в результате производственного дефекта, пока продавец не докажет обратное (проведет экспертизу за свой счет). Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, предполагается, что недостатки возникли по вине потребителя, пока последний также не докажет обратное (в этом случае уже сам потребитель должен озаботиться проведением экспертизы за свой счет, но предварительно уведомить продавца об этом).

Если на товар не установлен гарантийный срок , то потребитель вправе предъявлять претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. В этом случае доказывать, что недостатки возникли до передачи товара (т.е. не по вине потребителя) придется потребителю.

Иная информация . Кроме вышеуказанной информации, продавец по требованию потребителя обязан ознакомить его с сертификатом или декларацией о соответствии, либо с заверенной копией сертификата, либо с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Товар бывший в употреблении

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). В противном случая, продавец несет риск расторжения договора покупателем, который в данном случае, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков.

Что делать потребителю, если обнаружились недостатки товара.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара . По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных законодательством сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

Отказ от исполнения договора купли-продажи .

Потребитель вправе предъявить продавцу только одно требование из пяти вышеуказанных. Если Вы в претензии требуете безвозмездно устранить недостатки, то после их устранения продавцом, Вы не вправе отказаться от договора и требовать вернуть деньги. Однако, потребитель вправе заявить отказ от исполнения договора в случае обнаружения новых недостатков товара , либо, изменить требование в случае неисполнения обязательства продавцом. Например, Вы обратились к продавцу с просьбой устранить недостатки купленного недавно компьютера. Продавец, как часто это случается, пояснил Вам, что «нужные комплектующие заказаны и магазин ждет их прибытия со дня на день..». Однако может пройти и месяц и два и даже полгода, компьютер все еще в мастерской. В этом случае, если по истечении 45 дней ремонт товара не осуществлен, Вы вправе изменить требование об устранении недостатка на требование об отказе от исполнения договора. Последнее требование продавец обязан удовлетворить в течение 10 дней .

Результат рассмотрения претензии.

От того, КАК составлена претензия, насколько она аргументирована и юридически грамотна будет во многом зависеть и результат ее рассмотрения.

Дело в том, что если ваши требования выглядят обоснованными, продавцу экономически не выгодно Вам отказать в их удовлетворении. Ведь если эти требования будут удовлетворены судом, с продавца будет взыскана гораздо большая сумма (нежели стоимость товара), которая включает в себя: 1. штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; 2. неустойку за просрочку исполнения законного требования потребителя; 3. компенсацию морального вреда; 4. возмещение судебных расходов, включая расходы на представителя; 5. убытки, которые причинены потребителю в связи с нарушением его прав.

Потребитель не меньше продавца заинтересован в досудебном урегулировании спора. Ведь в суде дело может рассматриваться как несколько месяцев, так и годы, плюс, скорее всего, придется нести расходы на проведение экспертиз качества товара. По этим причинам, обеим сторонам стоит постараться разрешить проблему, не доводя дело до суда.

Наталья Казакова,
главный специалист отдела экономики и развития города
администрации города Зеи
2-21-63

 
По теме
Василий Орлов: «Чтобы амурчане не уезжали, надо избавиться от настроя «упавшего флага» - Администрация Октябрьского района «Я честно сказал президенту, что Дальнему Востоку уделяется большое внимание, реализуются крупные проекты, но люди все равно уезжают — потому что не чувствуют для себя перспектив и часто не доверяют власти»,
20.06.2018
Памятный велопробег «Память поколений» - Администрация Октябрьского района Уважаемые жители Октябрьского района! Приглашаем Вас принять участие во втором памятном велопробеге «Память поколений», приуроченного ко Дню памяти и скорби.
20.06.2018
 
Особый противопожарный режим отменен - Администрация Октябрьского района С 15 июня 2018 года на территории района отменен особый противопожарный режим распоряжением главы района от 15.06.2018 № 175-р.
20.06.2018
 
21 июня Управление Росреестра по Амурской области расскажет о правах дольщиков - Администрация г.Белогорск Телефонная «горячая линия» для жителей Амурской области пройдет 21 июня. С 9:00 до 12:00 по номеру телефона 8 (4162) 52-38-46 можно задать вопрос о правах дольщиков в процедурах банкротства.
20.06.2018
 
Пенная вечеринка ко Дню молодежи состоится в Белогорске 1 июля - Администрация г.Белогорск Пенную вечеринку вновь организуют в горпарке Белогорска ко Дню молодежи. Принято решение устроить ночную танцевально-развлекательную программу не в будний, а в воскресенье, 1 июля.
20.06.2018
В Белогорском районе отменен особый противопожарный режим - Администрация района Распоряжение об отмене особого противопожарного режима на территории Белогорского района подписано 18 июня подписано в связи с нормализацией пожарной обстановки на территории Белогорского района и на основании протокола
20.06.2018 Администрация района
Съездившая в Корею экс-директор свободненского института получила штраф - Asn24.Ru Суд вынес приговор за мошенничество бывшему директору Амурского института железнодорожного транспорта — филиала «Дальневосточного государственного университета путей сообщения» в Свободном.
20.06.2018 Asn24.Ru
Положение о конкурсе видеороликов «Маленькие истории большого села» в рамках празднования  160-летнего юбилея села Константиновка - Администрация Константиновского района 1 Общие положения. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса видеороликов «Маленькие истории большого села» в рамках празднования 160-летнего юбилея села Константиновка.
20.06.2018 Администрация Константиновского района
25 - Министерство соцзащиты населения На днях для пожилых граждан участников клуба «ТОПАЗ» был организован выезд в с. Черняево на экскурсию в музей истории амурского казачества.
20.06.2018 Министерство соцзащиты населения
Святые мощи святителя Спиридона Тримифунтского прибудут в Благовещенск - Благовещенская епархия 22 июня в 7  часов, во время молебного пения у чудотворной иконы Божией Матери Албазинская «Слово плоть бысть»  состоится торжественная встреча ковчега с частицей святых мощей святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца.
20.06.2018 Благовещенская епархия
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
20.06.2018 КП Благовещенск
Мы поговорили с руководителем Амурского камерного хора «Возрождение» о духовных песнопениях и Пасхальных концертах Юлия ГОМАН Недавно артисты Амурского камерного хора«Возрождение» сделали настоящий подарок жителям нес
15.06.2018 КП Благовещенск
Юрий Газинский, автор первого гола Чемпионата мира по футболу – 2018, одну из первых игр в своей жизни провел в Благовещенске - Teleport2001.Ru Автор первого гола чемпионата мира по футболу Юрий Газинский неоднократно приезжал в Благовещенск и даже провел в амурской столице одну из первых игр в своей жизни.
20.06.2018 Teleport2001.Ru
Наши футболисты одержали триумфальную победу, выиграв со счетом 3:1 Кирилл СЕРОВ Андрей ВДОВИН Еще пару недель назад эту команду считали никчемной бандой миллионеров, уставшей от футбола и от самих себя.
20.06.2018 КП Благовещенск
Президенты России и Португалии поговорили о плей-офф чемпионата мира Дмитрий СМИРНОВ dimsmirnov175 @dimsmirnov175 Если до начала встречи Владимира Путина с президентом Португалии Марселу Ребелу де Соузой журналисты шутили,
20.06.2018 КП Благовещенск
Наш колумнист Артем Гусятинский считает, что после победы нашей сборной в Питере в нее должны поверить даже скептики Артем ГУСЯТИНСКИЙ обозреватель отдела телевидения Никто не умеет настраиваться на поражение лучше ру
20.06.2018 КП Благовещенск
Медсестру, кравшую лекарства в амурском онкодиспансере, осудили - ИА Порт Амур Женщина отправится за решетку и возместит ущерб Сегодня Благовещенский городской суд вынес приговор 44-летней женщине, которая во время работы медицинской сестрой в онкодиспансере,  крала лекарства ,
20.06.2018 ИА Порт Амур